Методика Jolly Phonics: как дать дошкольнику основы английского

Что такое Jolly Phonics?

Jolly Phonics — игровая методика обучения маленьких детей и младших школьников чтению, письму и разговорной речи на английском. При ежедневных занятиях по этой методике ребенок может бодро читать на английском уже через 3-6 месяцев. Авторы Jolly Phonics Сьюзан Ллойд и Сара Вёрнем - преподаватели начальных классов школы Woods Loke в Англии.

Они создали этот курс для легкого и быстрого усвоения детьми английских звуков и букв. Программа быстро получила признание преподавателей и стала использоваться в начальном образовании и в лингвистических школах по всему миру. В отличие от изучения слов по виду и форме, фониксы помогают ученикам развить навык, позволяющий понять, как читать почти любое слово на английском. Детей учат соответствиям между звуками (фонемами) и буквами, учат идентифицировать и сочетать отдельные звуки букв и комбинации, чтобы составить слово.

В английском языке 42 звука (фонемы), которые имеют 90 способов написания. Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкций.

Преимущества этой методики

1.Изучение звуков.

Все звуки, которых в английском языке 42, распределены на 7 групп. Некоторые из них графически представлены с помощью двух букв, например: «ai» или «ng». Такие звуки называют диграфами. Буквосочетания «ОО» и «ТН» могут создавать по два звука каждое, например, в словах look [lʊk], moon [muːn], that [ðæt], three [θriː]. С целью различить эти два звука, диграф может быть представлен двумя способами. Каждый новый звук вводится посредством действия, которое помогает детям запоминать буквы, представляющие такой звук.

Показывая ребенку букву или буквосочетание, он может быстро и правильно назвать звук и, одновременно, воспроизвести то действие, которое относится к этому звуку. Когда ребенок приобретет уверенность, отпадет необходимость в использовании жестов.

Дети изучают каждую букву не по её алфавитному названию, а по звуку, который эту букву представляет. Например, буква Аа /эй/ называется Аа /э/, как в слове angry, но ни ai /эй/, как в слове cake. Аналогичным образом, буква Nn называется nn /нн/, как в слове nose, a не /эн/. Названия букв следуют на более позднем этапе. Буквы не должны вводиться в алфавитном порядке. С помощью первой группы букв (s, a, t, i, p, n) проще составлять более лёгкие слова - sit, cat, big, pen, note. Звуки, которые имеют более одного способа написания, на начальном этапе представляются в одной форме. Например, звук ai в слове “rain” преподносится первым, а затем подаются альтернативные сочетания a-e (lake) и -ay (stay). Эти и другие примеры можно найти в Jolly Phonics Word Book.

 

2. Изучение буквообразования.

Уже на раннем этапе ребёнок должен учиться писать буквы правильно. Английская буква Сc /си/ одна из первых, которую дети учатся писать. Нарисовать ее проще остальных. В её форме содержится база для других букв, например, для буквы d, p или o. Особенно большое внимание следует уделять написанию следующих букв: - Буква -o: (начинаем сверху и ведём вниз против часовой стрелки, а не по часовой) - Буква -d-: (её написание начинается посредине, а не сверху) -Буквы -m и –n, а также им подобные, характеризуются тем, что дети должны начинать их писать с палочки, которая ведётся сверху вниз. Важно запомнить, что ни одна буква не начинается снизу. Если слова написаны «в одно движение руки», легче запомнить их правильное правописание. Многие буквы, например, h, m или u имеют внизу справа «хвостик» для более лёгкого перехода на прописной вид письма, в котором буквы соединяются друг с другом.

3. Слияние или смешивание звуков.

Синтез или смешивание звуков - это процесс, при котором дети произносят отдельные звуки в слове, а затем соединяют их в одно целое, образуя слово. Например, произносим каждый звук по отдельности - h-e-n, затем «синтезируем» все звуки, образуя слово hen. Cначала взрослый быстро произносит любое слово, при этом разбивая его на звуки и определяя - способен ли ребёнок это слово слышать. Если у ребенка слово вызывает сложности, педагог повторяет его еще раз. Некоторым детям может понадобиться больше времени для распознания слова. Начинать лучше с простых слов : b-u-s, t-o-p, c-a-t и d-o-g.

Так как некоторые звуки являются диграфами, т.е. состоят из двух букв, произносить нужно именно диграф – “ch”, а не буквы по отдельности – s – ch – oo - l. Практикуясь, дети смогут распознавать в диграфе один звук, соединяя его с другими для образования слов.

Специальные синтез-карточки The Jolly Phonics Regular Word Blending Cards могут использоваться для практики улучшения навыков смешивания звуков.

При произношении звуков в сочетании, например, в слове flag, дети учатся произносить два первых звука одним блоком: -fl -a –g, а не -f -l -a –g, что способствует увеличению скорости чтения. Некоторые слова английского языка имеют нерегулярное написание и не могут быть прочтены с помощью слияния звуков, к примеру: said, was и one. К сожалению, таких слов существует много, поэтому нерегулярная часть слова должна запоминаться наизусть. Это, так называемые, «хитренькие» слова или “Tricky Words”.

4. Идентификация звуков в словах.

Один из самых лёгких способов научиться правильно писать слова – это внимательно вслушиваться в звуки, из которых состоят слова. А для практики такого аудирования существует простая и популярная игра “I spy”- «Вижу-вижу».

По правилам игры необходимо произнести слово и попросить ребенка назвать первый звук в этом слове.  Затем постараться распознать конечные звуки и, наконец, звуки в средине слова, которые обычно даются труднее всего. Начинать лучше с простых слов, состоящих из трёх букв: cat, hot, big и подобные. Можно просто произнести слово и затем разложить его на звуки, сопровождая каждый звук хлопком. И не стоит забывать про диграфы - слово fish, например, имеет 4 буквы, но только 3 звука: f-i-sh.

Чтобы успешно научиться раскладывать слова на звуки можно использовать рифмовки и стихотворения, например:

s — Weave hand in an s shape, like a snake, and say ssssss.
a — Wiggle fingers above elbow as if ants crawling on you and say a, a, a.
t — Turn head from side to side as if watching tennis and say t, t, t.
i — Pretend to be a mouse by wriggling fingers at end of nose and squeak i, i, i.
p — Pretend to puff out candles and say p, p, p.
n — Make a noise, as if you are a plane — hold arms out and say nnnnnn.

5. Правописание сложных слов.

Существует несколько способов помочь детям научиться правильно писать сложные нерегулярные слова:

1. Посмотри, Закрой, Напиши, Проверь. Сначала нужно рассмотреть с ребёнком слово и его написание; определить, где расположена «хитренькая» частичка этого слова. Затем закрыть слово и попросить ребёнка написать его правильно.

2. Произносить слово так, как оно звучит. Произнесите каждый звук в слове, например, слово -was должно звучать как - w-a-s, однако, на самом деле, произносится |уоз|.

3. Мнемоника. Каждая начальная буква фразы обозначает слово, которое мы хотим написать. Например: laugh - Laugh At Ugly Goat´s Hair.

4. Правописание также улучшается с использованием прописных букв.

 

 

Мы используем Jolly Phonics при подготовке детей в международные школы в России и за рубежом, потому что материалы Jolly входят в обязательную программу во многих странах.


Поделиться ссылкой: