Работаем с 10 до 21 без выходных!
Работаем с 10 до 21 без выходных! |
Заказать звонок методиста |
Право на получение достойного образования имеет каждый ребенок, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта с 1 сентября 2016 года для детей с ОВЗ созданы равные условия для получения образования, и они могут обучаться в классах общеобразовательной школы. Для детей с ОВЗ свойственны специфические особенности, такие, как:
- нарушения речевого развития, проблемы коммуникативной сферы
- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
- нарушение внимания, снижение работоспособности
- чрезмерная двигательная активность
- неспособность к целенаправленному организованному поведению
- рассеянность, импульсивность
- повышенная возбудимость
- ограниченный лексический запас, низкий уровень общих сведений и представлений об окружающем мире.
Нарушения речевого развития многообразны и могут проявляться в сложностях звукопроизношения и грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При этом стоит различать патологические речевые нарушения и речевые отклонения от нормы, которые могут быть вызваны возрастными особенностями формирования речи или иными внешними условиями - некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность и т.д.
Сегодня в логопедии существует две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, или педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые виды речевых нарушений не привязаны к формам заболеваний. Данная классификация выделяет 12 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 3 формы составляют нарушения письменной речи:
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации по причине патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, вокальные нарушения.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дисорфография - стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций и которая проявляется в многочисленных орфографических ошибках.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости в педагогическом процессе. Эта классификация выделяет 3 типа речевых нарушений:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения родной речи у детей с речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают следующие трудности:
- замедленно происходит усвоение лексического материала,
- сложности в построении синтаксических конструкций и затруднение восприятия грамматических категорий, их применение на практике.
Особенности речевого развития не могут стать препятствием для изучения второго языка. Более того, многие психологи и педагоги справедливо считают, что знание английского языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.
С начала 2000-х годов в России внедряется и практикуется система инклюзивного образования в общеобразовательных школах. К сожалению, сегодня она имеет ряд ресурсных и социальных сложностей, которые связаны с неготовностью общества, предубеждениями и стереотипностью мышления, с отсутствием опыта подобной работы в педагогике. Главной целью обучения английскому языку является не практическое владение языком, а общее развитие детей. На первое место поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности, чему английский язык способствует как никакой другой предмет.
При изучении английского языка детьми с ОВЗ смещается постановка цели с точки зрения практического владения языком на общее развитие. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Такой подход характерен для общеобразовательных школ. Несмотря на то, что инклюзивное образование практикуется в России более 20 лет, проблеме адаптации детей с особенностями развития уделяется не так много времени. Школы и педагоги часто не подготовлены для комфортного обучения, что связано как с недостатком подобного опыта, так и с социальными сложностями – подготовкой здания школы или возможностям транспортировки. Также существует проблема готовности коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре образовательного учреждения.
Для того, чтобы качественно повысить уровень понимания английского языка, с ребенком рекомендуется заниматься дополнительно и индивидуально. Опытный педагог подбирает и разрабатывает персональную программу обучения в зависимости от особенностей ребенка. Он занимается в комфортных для подопечного условиях и постоянно консультируется с родителями. Понимание языка – это не только и не столько четкое произношение, но в первую очередь – знание грамматики и лексики. Кроме того, это умение слушать и понимать английскую речь, т.е. аудирование.
Обучение английскому языку детей с нарушениями речи тесно связано с коррекционно-педагогической работой, которая проводится по следующим направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование основы артикуляторных движений;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважение и самоуважение, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
В процессе работы над учебным материалом учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности детей, а также структура имеющегося у них речевого дефекта. Все обучение проводится методом предметно-практической деятельности с речевым сопровождением и направлено на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Изучение иностранного языка оказывает положительное воздействие на развитие фонематического восприятия у школьников с нарушениями речи при правильной организации занятий. При этом активизируется восприятие, внимание и память. Развитие игрового замысла благоприятствует общему умственному развитию.
Только совместными усилиями семьи и педагога возможно стимулировать детей к изучению иностранных языков, вызвать интерес и любовь к предмету и преодолеть возможные трудности на пути к познанию мира английского языка.
Исходя из особенностей предметной, игровой и речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, важно строить обучение иностранному языку как обучение практическому общению на иностранном языке с помощью игр, предметно-практических действий, способов и приемов учебной деятельности (слушать, повторять, отвечать, осознавать языковые структуры).
Использование игр в процессе изучения иностранного языка детьми с нарушениями речи, помогает не только сознательному, но и непринужденному усвоению материала.
Ребенок учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо, или выразить отношение к происходящему. Работая с такими детьми, участие их в игре повышает интерес к английскому языку, у них появляется стремление улучшить знания по предмету, преодолевая психологический барьер – страх.
Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность, снимают накопленную усталость.
Применение игровых приемов помогает достигнуть следующих результатов:
- дети запоминают материал во время самой работы;
- деятельность ребенка должна быть успешной — это залог положительного отношения к учебному процессу;
- одновременно творческая работа положительно сказывается на развитии мыслительной деятельности;
- учитывая проблемы с долгосрочной памятью, детям всегда необходим наглядный материал.
В процессе обучения педагог может применять в работе такие игры, как «Съедобное-несъедобное», «Bingo», «Светофор», «ABC» - для закрепления алфавита, «What can I do?» - для запоминания глаголов или «Father Frost» - для закрепления лексики.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.