Английский язык для детей с нарушениями речи и другими дефектами

Виды нарушений речи и другие болезни, в чём сложность обучения английскому при этих нарушениях

Право на получение достойного образования имеет каждый ребенок, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта с 1 сентября 2016 года для детей с ОВЗ созданы равные условия для получения образования, и они могут обучаться в классах общеобразовательной школы. Для детей с ОВЗ свойственны специфические особенности, такие, как:

- нарушения речевого развития, проблемы коммуникативной сферы

- расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

- нарушение внимания, снижение работоспособности

- чрезмерная двигательная активность

- неспособность к целенаправленному организованному поведению

- рассеянность, импульсивность

- повышенная возбудимость

- ограниченный лексический запас, низкий уровень общих сведений и представлений об окружающем мире.

Нарушения речевого развития многообразны и могут проявляться в сложностях звукопроизношения и грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При этом стоит различать патологические речевые нарушения и речевые отклонения от нормы, которые могут быть вызваны возрастными особенностями формирования речи или иными внешними условиями - некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность и т.д.

Сегодня в логопедии существует две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, или педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые виды речевых нарушений не привязаны к формам заболеваний. Данная классификация выделяет 12 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 3 формы составляют нарушения письменной речи:

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации по причине патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, вокальные нарушения.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дисорфография - стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций и которая проявляется в многочисленных орфографических ошибках.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости в педагогическом процессе. Эта классификация выделяет 3 типа речевых нарушений:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения родной речи у детей с речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают следующие трудности:

- замедленно происходит усвоение лексического материала,

- сложности в построении синтаксических конструкций и затруднение восприятия грамматических категорий, их применение на практике.

 

Стоит ли таким детям изучать английский?

Особенности речевого развития не могут стать препятствием для изучения второго языка. Более того, многие психологи и педагоги справедливо считают, что знание английского языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.

С начала 2000-х годов в России внедряется и практикуется система инклюзивного образования в общеобразовательных школах. К сожалению, сегодня она имеет ряд ресурсных и социальных сложностей, которые связаны с неготовностью общества, предубеждениями и стереотипностью мышления, с отсутствием опыта подобной работы в педагогике. Главной целью обучения английскому языку является не практическое владение языком, а общее развитие детей. На первое место поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности, чему английский язык способствует как никакой другой предмет.

Смогут ли они выучить английский язык?

При изучении английского языка детьми с ОВЗ смещается постановка цели с точки зрения практического владения языком на общее развитие. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Такой подход характерен для общеобразовательных школ. Несмотря на то, что инклюзивное образование практикуется в России более 20 лет, проблеме адаптации детей с особенностями развития уделяется не так много времени. Школы и педагоги часто не подготовлены для комфортного обучения, что связано как с недостатком подобного опыта, так и с социальными сложностями – подготовкой здания школы или возможностям транспортировки. Также существует проблема готовности коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре образовательного учреждения.

Для того, чтобы качественно повысить уровень понимания английского языка, с ребенком рекомендуется заниматься дополнительно и индивидуально. Опытный педагог подбирает и разрабатывает персональную программу обучения в зависимости от особенностей ребенка. Он занимается в комфортных для подопечного условиях и постоянно консультируется с родителями. Понимание языка – это не только и не столько четкое произношение, но в первую очередь – знание грамматики и лексики. Кроме того, это умение слушать и понимать английскую речь, т.е. аудирование.

Особенности обучения для детей с нарушениями

Обучение английскому языку детей с нарушениями речи тесно связано с коррекционно-педагогической работой, которая проводится по следующим направлениям:

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование основы артикуляторных движений;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

- формирование черт гармоничной личности (дружбы, любви, уважение и самоуважение, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

В процессе работы над учебным материалом учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности детей, а также структура имеющегося у них речевого дефекта. Все обучение проводится методом предметно-практической деятельности с речевым сопровождением и направлено на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Изучение иностранного языка оказывает положительное воздействие на развитие фонематического восприятия у школьников с нарушениями речи при правильной организации занятий. При этом активизируется восприятие, внимание и память. Развитие игрового замысла благоприятствует общему умственному развитию.

Только совместными усилиями семьи и педагога возможно стимулировать детей к изучению иностранных языков, вызвать интерес и любовь к предмету и преодолеть возможные трудности на пути к познанию мира английского языка. 

Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка

Исходя из особенностей предметной, игровой и речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, важно строить обучение иностранному языку как обучение практическому общению на иностранном языке с помощью игр, предметно-практических действий, способов и приемов учебной деятельности (слушать, повторять, отвечать, осознавать языковые структуры).

Использование игр в процессе изучения иностранного языка детьми с нарушениями речи, помогает не только сознательному, но и непринужденному усвоению материала.

Ребенок учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо, или выразить отношение к происходящему. Работая с такими детьми, участие их в игре повышает интерес к английскому языку, у них появляется стремление улучшить знания по предмету, преодолевая психологический барьер – страх.

Особенность игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание происходит непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность, снимают накопленную усталость.

Применение игровых приемов помогает достигнуть следующих результатов:

- дети запоминают материал во время самой работы;

- деятельность ребенка должна быть успешной — это залог положительного отношения к учебному процессу;

- одновременно творческая работа положительно сказывается на развитии мыслительной деятельности;

- учитывая проблемы с долгосрочной памятью, детям всегда необходим наглядный материал.

В процессе обучения педагог может применять в работе такие игры, как «Съедобное-несъедобное», «Bingo», «Светофор», «ABC» - для закрепления алфавита, «What can I do?» - для запоминания глаголов или «Father Frost» - для закрепления лексики.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.