Как быстро выучить английский текст самостоятельно без трудностей

Тот, кто изучает иностранные языки, знает, что периодически нужно выучивать английские тексты, вспоминать и уметь пересказывать. Такие задачи ставятся детям на уроках английского, на экзаменах в школе и университете или при получении международных сертификатов IELTS. Да и в работе часто необходимо понимать и запоминать деловую прессу, академические тексты или научные работы.
Согласно исследованиям доктора Мартина Гильберта из Университета Южной Калифорнии, сейчас человек впитывает информацию, которая умещается на страницах 174 журналов или газет. И, казалось бы, в этом ее нескончаемом потоке выучить еще и текст на малознакомом языке представляется невозможным. Однако, во-первых, любую информацию нужно уметь сортировать и выбирать полезную конкретно вам, а во-вторых, существует много методик по запоминанию английского текста. О некоторых из них мы и расскажем ниже.

Круговое повторение.

Эта методика во многом напоминает знакомый по урокам физкультуры в школе «челночный бег». Тактика проста: вы читаете до конца первый абзац текста и возвращаетесь обратно к началу. Далее читаете первый и второй абзац и вновь возвращаетесь обратно и так далее. Такая цикличность помогает работать процессам памяти и быстро запомнить английский текст.
По этой методике можно работать не только с целыми абзацами, но и работая с предложениями по отдельности. На это может уйти больше времени, но, если вам нужно запомнить текст как можно ближе к оригиналу, этот вариант будет более подходящим.

Включение подсознания.

«Есть только две вещи, с которыми вы можете лечь спать: человек и книга.» Рэй Брэдбери.
Читайте перед сном. Закончив с работой, домашними хлопотами и подготовившись спать, перечитайте текст еще раз - не торопясь, в спокойной обстановке, сосредоточившись только на чтении. Такой способ включает подсознание и тренирует долговременную память. Читать можно вслух, включая слуховое и зрительное восприятие. Чтение перед сном для многих является хобби или расслабляющим фактором для сна, но при это не стоит забывать о здоровье глаз и не допускать ошибок, которые не пойдут вам на пользу:
- читать в положении лежа, а не сидя;
- читать электронные книги в полной темноте;
- читать книги, которые вызывают бессонницу (ужасы, боевики, хорроры);
- читать бумажные книги при тусклом, не направленном свете;
- читать сложную научную литературу, которая заставляет мозг работать, а не расслабляет.

Слуховая память.

Запоминать текст можно не только читая, но и прослушивая его. Такой подход к запоминанию текста будет полезен аудиалам - людям с хорошей слуховой памятью. Чаще это преподаватели, музыканты и переводчики.
 
В интернете можно найти много звуковых сопровождений английских текстов в виде аудиокниг или песенок для детей. Если для вашего текста аудиозаписи нет, ее можно записать самому на диктофон, медленно и разборчиво проговаривая слова, с необходимой интонацией, эмоционально и делая после каждого предложения небольшие паузы. Чтобы записанный текст звучал ярко и четко, перед записью прочитайте его вслух несколько раз. В таком виде с текстом можно работать во время поездки, в спортзале или перед сном, включив его в плеере. И проговаривайте то, что слышите.


Улучшаем визуальное восприятие.

Способ поможет научиться ориентироваться в тексте, используя цветные маркеры. Распределите их по частям речи или определите цвет для каждой из тем или фраз, которые даются сложнее всего. Далее выделите трудные места в тексте каждым из маркеров. Теперь при чтении текста получится, что вы ассоциируете забытые слова с выбранным текстом. Эта методика близка тем, кто лучше воспринимает материал, представленный наглядно.
Вместо маркеров можно воспользоваться цветными ручками и переписать весь текст каждым цветом по абзацу или предложениям. Для такого цветового оформления понадобится дополнительное время, однако это только улучшит усвоение материала.

Упрощенный пересказ.

В этом случае текст переписывается таким образом, чтобы было легко его запомнить - заменить сложные для запоминания слова синонимами, убрать ненужные детали и упростить сложную лексику. Составив упрощенный новый текст, можно постепенно выучить его, произнося вслух.
Для составления такого пересказа предварительно следует прочитать весь текст несколько раз. Выпишите тезисы и ключевые предложения из текста на отдельный лист. Затем нужно пересказать текст простыми предложениями, желательно не разбивая на абзацы. Расскажите его несколько раз другому человеку или на диктофон - так текст запомнится быстрее.
Если пересказ нужен в подробном виде, тактику придется усложнить, так как в этом случае важны детали и использование новой лексики. Также перечитайте текст 3-4 раза, но уже анализируя написанное, чтобы разобраться с идеей и сюжетными линиями. Следующий шаг - выпишите незнакомые слова, найдите перевод и постарайтесь запомнить. Дале выделите ключевые предложения и составьте план рассказа. Перескажите текст, отталкиваясь от этого плана по пунктам, затем перескажите весь текст. Сделайте перерыв и повторите перед сном пересказ и новые слова и лексические обороты.

Письменное изложение.

При использовании этого способа начинает работать механическая память. Некоторым людям важно подключать руки, чтобы запомнить нужную информацию, т.е. записать ее. Обычно механическая память хорошо развита у творческих людей - музыкантов, художников. Рекомендуется, чтобы рядом был второй человек, который мог бы начитывать текст, который вы записываете. Но можно писать и самостоятельно, для чего перечитайте материал несколько раз, чтобы понять его содержание и основные мысли, и по памяти запишите его так, как запомнили. После этого перечитайте написанное вслух, а затем перескажите уже не подглядывая в листочек. Этот метод хорошо совместим с методикой визуального восприятия, т.е. изложение можно писать разноцветными ручками, подключая визуальную память.

Разработка плана.

Правильно разработанный план может стать хорошим помощником для запоминания текстов. Для его составления необходимо прочитать текст 3-4 раза. При этом не обязательно переводить каждое слово, важно понять центральную мысль автора. Следующая часть - из каждого абзаца нужно выделить опорные предложения, из которых и составляется план для дальнейшей работы. Эти основные пункты позволят вам быть уверенней при пересказе и не забыть главные сюжетные линии, затрачивая при этом минимум времени.
План может быть текстовым, т.е. каждый пункт представлен в виде предложения или словосочетания. А может быть тезисным, когда основная мысль нескольких предложений или абзацев, сформулирована в одном предложении.
Условно план может выглядеть так: Колобок – испечен – убежал из дома – ушел от всех зверей – пойман лисой – съеден.

Визуальная схема-рисунок.

Схема-рисунок – один из видов плана, где в качестве подсказки используются рисованные картинки. В прочитанном тексте выявите и выпишите главного персонажа или мысль, которая станет основой для будущей схемы. Запишите несколько слов, которые помогут начать пересказ. Затем от основы переходя по стрелкам, напишите второстепенные мысли или персонажей, также сопроводив их парой реплик. Этот способ очень похож на технологию планирования “майндмэппинг”, которая часто используется в работе или творчестве.
Другой вариант - для схемы разбить текст на абзацы. Вставить к каждому из них ключевые слова и нарисовать простые поясняющие рисунки. И используя готовую схему пересказать текст по памяти.

Перестройка текста на вопросы-ответы.

Классический метод построения плана для пересказа, который часто используют в школах. Заключается он в том, что к предложениям из текста вы готовите вопросы, на которые в процессе пересказа сами и отвечаете. Это традиционные вопросы, например:
"Кто?"
"Что?"
"Кого?", "Кому?"
"Где?"
"Когда?"
"Как?"
"Что делает?"
"Что происходит?"
"Зачем?"
"Почему?"
Ответив на эти вопросы, вы получите упрощенную вид текста, который уже не составит труда быстро выучить.
Конечно, известны и другие методы для запоминания текста, но именно перечисленные выше считаются наиболее эффективными. Вы можете использовать не один, а комбинировать несколько из них, в зависимости от индивидуальных особенностей.
И не забывайте, чтобы лучше запоминать и усваивать новое, следите и работайте над памятью как психическим процессом. Старайтесь быть физически активным, по возможности избегайте большого количества стрессов и высыпайтесь.


Поделиться ссылкой: